ole-sea (olesya_narval) wrote,
ole-sea
olesya_narval

Тайга, лыжи, туристы. В пещере Лысан ч. 3

Одинокая женщина с кошками, да что ты знаешь о нехватке тепла?

Дни обратного пути, которые слились в один.
Тема Палыч: Вообще по дням было по-другому: сколько помню, всего 6 дней, из них 2 дня до пещеры, 1 в пещере и 3 после. (с)

Было бы круто написать, что после всех трудностей мы возмужали и окрепли, и шутя преодолевали такие мелочи, как холод и отсутствие лыжни. Но я не буду этого писать, поскольку это неправда. Обратный путь давался нелегко.

Снег почему-то стал еще более мягким и пушистым. Может выпал, пока мы в Лысане барахтались. Когда тропишь первым – нога проваливается по самую развилку, как будто нет на ней никакой лыжи. Твои движения больше похожи не на ходьбу на лыжах, а на отчаянные скачки припадочного лося. При этом на спине твоей висит плохо пригнанный рюкзак с заледеневшим ватным спальником-конвертом, а лыжи иногда отстегиваются где-то в снежных недрах. Скорость получалась один-полтора километра в час. Такой вот он, лыжный туризм.

Продолжение. Часть 1 Часть 2
Наверное, еще похолодало. По крайней мере, ночью небо покрывалось мириадами колючих ледяных звезд. Днем посреди безупречной синевы солнце раскололось на три части. Да, вот так бывает. Вокруг основного светила мироздание чертило огромное радужное гало, на крайних боковых точках которого висело еще два полусолнца.

Вспоминаю рассказ Джека Лондона «Тропой ложных солнц». С учетом свежепережитого опыта рассказ заиграл новыми красками. Особенно живо заиграли детали, когда главные герои из-за холода и перегрузок начали плеваться собственными легкими. Под впечатлением от уроков мироздания радуюсь, что у нас пока до этого не дошло.

Главным героем обратного пути с моей точки зрения был холод. Иногда он становился единственным действующим лицом, а все остальные воспринимались как декорации. Я не знаю, как передать это ощущение. Тебе холодно всегда, каждую секунду, каждый миг, это длится часами и днями. Может быть, так ощущается пульсирующая хроническая боль. Когда ты тропишь, мышцы работают, по идее должен литься пот. Но на мне вся моя одежда, и запасная тоже, а не жарко. Всего лишь не очень холодно в этот момент, холод окружил и затаился. При этом я точно знаю, что стоит остановиться, или снять варежку, или просто замедлить ритм – и вездесущий дедушка мороз снова скалит из-за заснеженных деревьев свои клыки. Витус Беринг писал, что к холоду нельзя привыкнуть. Уж он-то знал толк в вопросе!

На привалах и во время постановки лагеря было очень холодно, в палатке ночью – просто холодно. Согреться не удавалось вообще, хотя я переехала из конверта в отдельный спальник, чтобы иметь возможность по ночам обнимать печку. Особого тепла это не дало, зато я обзавелась несколькими мелкими ожогами на руках.

Натаха: В середине похода мы перестали прилаживать к печке экономайзер, душегубка стала меньше дымить, но и тепла стала давать меньше - все улетало в трубу (с)

Вышли к избе. Из трубы шел дым. По крутому склону к нам вихрями съехали сказочные мужики в телогрейках и ушанках. У каждого на плече лежал топор, воткнутый в большой толстый чурбан. Лыжи у них были самодельные, снизу подбитые камусом (оленьей шкурой), а крепления были сделаны из кожи. Может я тогда поехала башней от гипотермии и чего путаю, но запомнилась именно такая сюрная картинка.

Не думаю, чтобы на этот раз мужики «встали в стойку» - мы к тому моменту настолько прокоптились и потеряли человеческий облик (кроме, разве что, вечночистой Светы), что не привлекли бы и 18-летнего гастарбайтера. Но мужики вполне приветливо поздоровались, выразили непонимание смысла спортивного туризма («вы за свои деньги вот так отдыхаете?») и предложили заночевать у них в избе («мороз будет» - А сейчас что?!)
К моему жестокому разочарованию, Петровна опять категорически отказалась.

А был ли мальчик?
Натаха: Не было вроде лесорубов на обратной дороге... Это из другой сказки вроде... (с)
Тема Палыч: Мужики были за два дня до финиша, они любезно приглашали нас выходить на Чибижек (с).
Петровна: Лесечка, мужики были, про камус не помню (с)
Все-таки не померещились :) Это радует.

Натаха: По дороге домой в предпоследний день мы наткнулись на местность, где проживают стада зайцев - там все было истоптано их следами и вершинки тальника, торчащие из-под трехметровых сугробов, все были изгрызены (с)
Нашли заячий бродвей!

Тема Палыч: ... по Шинде была лыжня охотника за зайцами (зайцегона), идти по ней было в разы легче, но иногда он сворачивал куда-то за своими зайцами, и я грязно его ругал (с).

Последний день
В последний день похода нам нереально повезло – нашли след от бурана, шли как по лыжне, торопились.
Идея была проста: через несколько километров будет лесовозная дорога, по ней ходят уралы с теплыми кабинами, они отвезут нас на станцию. Если не всех, то хотя бы тормозную меня.

На лесовозную дорогу вышли к вечеру. Не учли, что это был вечер пятницы. Хоть бы один вшивый лесовоз… До станции то ли 36, то ли 38 км. Надо идти. Ночевать в снегу уже не хочется.

Перед марш-броском развели костер, провели ревизию ног. Оказалось, что пальцы мои в палатке перестали болеть не потому, что ботинки разносились, а потому что пальцы перестали оттаивать. И к моменту ревизии их кончики приобрели странный цвет и сморщенный вид. «Фигня, ногти только отвалятся!» - сказала Натаха. Как бы там ни было, на твердом грунте и без лыж моя походка приобрела типично бомжацкий характер, слегка нараскоряку.

Тема Палыч тоже похвастался обмороженными пальцами. Остальные были в порядке.

Воткнули лыжи в рюкзаки, уподобившись сказочным рогатым зверям. По ходу дела выяснилось, что идти я могу своей бомжацкой походочкой очень-очень медленно. Остальные все вполне бодрые, пляшут от холода и рвутся на станцию. Решили разгрузить меня. Тема Палыч забрал мои лыжи – теперь у него две пары рогов. И, кажется, что-то из содержимого рюкзака.
Темнело. Мороз крепчал. И мы пошли. Помнится, меня гнала вперед мысль, что я больше никогда не буду мерзнуть. Боль в ногах куда-то делась, и я с облегченным рюкзаком поскакала, кажется, впереди всех – чуть ли не впервые за поход. Ярко светила луна. Дорога шла по сопкам, как по спине дракона. Вверх-вниз..

Мы останавливались редко, только чтобы перевести дух. Иногда на привалах энергично трясли Свету, которая регулярно пристраивалась на рюкзаке «немного поспать». Всякий раз на остановках дедушка мороз начинал хватать нас своими колючими лапами. Шли очень быстро, иногда бежали, как будто за нами гнались Александр Кошурников с Джеком Лондоном.

Итого, расстояние в 36 или 38 километров мы преодолели со средней скоростью 5.5 километров в час. Это после полноценного лыжного дня с тропежкой. Во как захотелось тепла!

Влетели на станцию Кошурниково (Петровна почему-то называла ее Кожуркино). Добыли кипятка у доброй тетеньки на кассе. Намешали туда сухариков и рыбной консервы (больше, кажется, ничего не осталось). Отвратительное хрючево. +4 на станции наверное было… Нежарко. Помню, мы намотались на чуть теплые батареи, накрылись мокрым конвертом и другими тряпочками. Меня било крупной дрожью всю ночь. Остальных, по их словам, тоже.

Натаха: На станцию мы влетели на пять или десять минут позже, чем ушел наш поезд, который ходит раз в сутки. Нам сказали - вчера было -46 (с)

Петровна: слушай я в шоке, да точно буйная молодость!!! и в самом конце было минус 48!!!! (с)

Таня, от лица народной молвы: Хахаха это наверное тот поход про который Тема рассказывал что по дороге назад за -50 было (с)

Дорога домой день первый

Весь день сидим на станции, ждем поезда.
У Натахи опять горят глаза, они с Темой Палычем обсуждают следующий поход. Гвозди бы делать из этих людей. Я мечтаю исключительно о горячей ванне с пельменями.

Почему-то мерзну. Пальцы опять болят. Ноги мои распухли и перестали влазить в ботинки. Петровна дала мне на дорогу свои чуни – что-то типа меховых носков. Поверх я надела галоши-бахилы.

Запах дыма въелся, кажется, не только в одежду, но и в весь организм. Руки черные, не отмываются. Открывая рюкзак, всякий раз вспоминаю скунс-камеру.
Поход наружу в неотапливаемый сортир подобен выходу в открытый космос. На улице яркое солнце и белая морозная дымка. -40 за бортом, по словам местных.

Домой флешбэк 1.
Едем на поезде, в общем вагоне. Я лежу на третьей полке. Мужики внизу обсуждают «Что-то здесь горело.. Что-то горит». Я сползаю со своей полки по делам, проскальзываю мимо них. «Аааа, понятно, что горело». Извините, дяденьки.

Домой флешбэк 2
Сижу на станции с милым названием Уяр где-то на транссибе. Мне дальше к родителям, товарищи мои уехали в Новосибирск. Хорошая станция в Уяре, теплая. Кроме меня, в зале ожидания расположился местный бомж. Несколько минут внимательно на меня смотрит, потом спрашивает сочувственно, кивая на бахилы:
- Ботинки-то прое*ала? (Извиняюсь, но этих слов из песни не выкинешь)
- Простите, что сделала? – выпучив глаза, переспрашиваю я, в те времена трепетная студентка 3-го курса НГУ.
Бомжик, сделав про себя какие-то неутешительные выводы, машет рукой и замолкает. До меня доходит комизм ситуации, я тихо ржу. Так низко я еще не падала.

Дома флешбэк 3
Я у родителей, центральное отопление, +25. Сижу в термобелье и флисе, жарко, плавлюсь, кайфую. Хочу наверстать весь дефицит тепла. Каждые два часа принимаю горячую ванну. Пью горячий чай. Руки отмыла. Даже пальцы на ногах, уже позеленевшие из-за воспаления, не омрачают моего счастья.

Дома флешбэк 4
Мои зеленые пальцы заметили, перепугались, меня конвоируют к хирургу. «Третья степень, локально, начало некроза». Ногти выдрали, пальцы оставили. Все хорошо.

А что остальные?
Насколько я знаю, поход прошел без физических потерь только для Светы. Из вещей она тоже ничего не лишилась. Петровна подстудила суставы и потеряла волосатые штаны, у Натахи тоже было что-то простудное и сгорели носки. Тема Палыч подморозил ноги, но обошелся домашним лечением. И да, его лодка безвременно почила, вмерзнув в лысанский лед.

Наверное, было бы логично, если бы я с тех пор насмерть завязала с походами вообще, лыжами в частности и переехала жить в Тайланд. Но я не сделала ни того, ни другого, ни третьего, а наоборот сходила в следующий лыжный поход ровно через месяц, даже педикюр не успела восстановить. Причем почти тем же составом, только Тема Палыч не смог – вместо него была Ирище. А виртуальный Леха опять не пошел и все пропустил.

Эпилог
Во избежание кривых интерпретаций хочу сказать, что упавшие на мою голову тяготы и лишения вызваны не холодом, а исключительно неумением правильно одеваться и подбирать экипировку, а также недостаточной физподготовкой. Выводы сделаны, недочеты устранены. Критика меня или руководства неактуальна.

Почему-то ощущается потребность рассказать, что же стало с героями истории. Нам уже за 30, да в общем-то к сорокету дело. Всем, кроме Петровны, которой как не продавали пиво в 2000, так и не продают, и Темы Палыча, который столь же усат и вообще человек-консерв.

Тема Палыч, он все тот же. Лазит по пещерам, сплавляется по бурным горным рекам, и весело смеется, услышав слово «Лысан», особенно от меня

Фото: http://krechet1.blogspot.ru/

Натаха как была круче всех, так и осталась. Она почти кандидат наук и у нее пятеро детей. Потому что хороших людей должно быть много.

Петровна такая же громогласная и бодрая, любит лыжи и картошку, и у нее тоже прекрасное потомство, хоть и не такое многочисленное:

Света - умница и красавица. Она основала школу ораторского мастерства «Человек слова», тренирует, выступает, ездит по всему миру, пишет книги, вызывает уважение и восхищение:

Фото: Facebook

Я похудела, честно, поставила на лыжи нормальные крепления, научилась ездить вниз плугом и вверх лесенкой. Еще я настолько прониклась важностью техподготовки, что сейчас с энтузиазмом занимаюсь парусными катамаранами. Путешествую больше по морю. Хотя в Лысан как-нибудь надо, конечно.

У виртуального человека Лехи тоже все хорошо. Крайний раз мы встретили его в Южной Америке, на берегу Магелланова пролива в тысяче километров и в месяце пути до мыса Горн.

Резюме
Натаха: Так, дети чуть подрастут, чтоб могли дома оставаться, идем повторять! (с)

Все слышали? Продолжение следует!
Tags: история, кедра, лыжи

• Тайга, лыжи, туристы. В пещере Лысан ч. 2

День наверное пятый или шестой. Пещера Лысан - Почему летом в пещеры не ходишь? - Там холодно, всего лишь +4 - А зимой? - Зимой тепло. Целых +4.…

• Тайга, лыжи, туристы. В пещере Лысан ч. 1

Все случается впервые. Первая любовь, если ты человек, первая стопка водки, если ты русский, первая единичка, если ты – турист-разрядник. У…

• Я

Привет! Я Олеся Ильина и я судоводитель. В детстве решила, что есть я и есть море, а все остальное - фигня. В жизни не всегда так: еще я генетик и…